Как работает АЭС?

На АЭС происходит три взаимных преобразования форм энергии: ядерная энергия переходит в тепловую, тепловая – в механическую, механическая – в электрическую.

На деле это выглядит так. Основой станции является реактор – конструктивно выделенный объем, куда загружается ядерное топливо и где протекает управляемая цепная реакция. Уран-235 делится медленными (тепловыми) нейтронами, в результате выделяется огромное количество тепла. Оно отводится из активной зоны теплоносителем - жидким или газообразным веществом, проходящим через ее объем. В качестве теплоносителя чаще всего используются вода, а в реакторах на быстрых нейтронах – расплавы металлов (например, натрия в реакторе БН-600). Так осуществляется самое сложное превращение: ядерной энергии – в тепловую.

Тепло, отбираемое теплоносителем в активной зоне реактора, используется для получения водяного пара в парогенераторе. Механическая энергия пара, образующегося в парогенераторе, направляется к турбогенератору, где она превращается в электрическую энергию и дальше по проводам поступает к потребителям. Так протекают второе и третье преобразования. Затем пар охлаждается, и водный конденсат вновь возвращается в реактор – на повторное использование.

Что представляет из себя АЭС?

Атомная станция в любой стране обычно представляет собой комплекс зданий, в которых размещено соответствующее технологическое оборудование. Основным является главный корпус, где находится реакторный зал. В нем размещается сам реактор, бассейн выдержки ядерного топлива, перегрузочная машина (для осуществления перегрузок топлива), за всем этим наблюдают операторы с блочного щита управления (БЩУ).

Основным элементом реактора является активная зона - место, где происходит цепная реакция. Обязательными компонентами любого реактора являются система управления и защиты, позволяющая осуществлять выбранный режим протекания управляемой цепной реакции деления, а также система аварийной защиты – для быстрого прекращения реакции при возникновении аварийной ситуации.

Во втором корпусе находится турбинный зал. В нем размещается турбина, электрогенератор и вспомогательная система. Далее по технологической цепочке следуют трансформаторы и высоковольтные линии электропередач, уходящие за пределы площадки станции.

Станции комплектуются элементами оборотной системы охлаждения – градирнями (бетонная башня, сужающаяся кверху), прудом-охладителем (естественный или искусственный водоем), брызгальными бассейнами (большие бассейны с разбрызгивающими устройствами).


Назад

How do Nuclear Power Plants Work?

Three mutual conversions of energy forms occur at nuclear power plants: nuclear energy is converted into thermal energy, thermal energy is converted into mechanical energy, and mechanical energy is converted into electric energy.

These conversions occurs as follows: The heart of a nuclear power plant is the reactor, a structurally allocated area to which nuclear fuel is loaded and where the controlled chain reaction occurs. Uranium-235 is fissioned by slow (thermal) neutrons, as a result of which a tremendous amount of heat is released. This heat is removed from the reactor core by means of the coolant, which is a liquid or gaseous medium passing through the core. In most cases water is used as the coolant; however, in fast neutron reactors molten metals are used instead (e.g., molten sodium in BN-600 reactors). This is how the most difficult conversion (nuclear into thermal energy) is carried out.

The heat collected by the coolant from the reactor core is used to generate steam in the steam generator. The mechanical energy of steam generated in the steam generator is directed to the turbine generator, where it is converted into electric energy and is then supplied to the grid and finally to the customers. This is how the second and third conversions occur. The steam is then cooled and the condensed water is returned back to the reactor for reuse.

What Does a Nuclear Power Plant Consist Of?

In any country a nuclear power plant is typically a complex of buildings which houses processing facilities. The first building is the one accommodating the reactor hall. This building houses the reactor itself, the spent fuel storage pool, and the refueling machine (for refueling operations) which are constantly supervised by operators from the main control room (MCR).

The reactor’s main element is its core, the place where the chain reaction occurs. Mandatory components of any reactor include the control and protection system allowing to implement the selected chain reaction mode, and the reactor trip system designed to quickly terminate the reaction in the event of an emergency.

The second building houses the turbine hall, where the turbine, electric generator and auxiliary system are located. The next links in the process chain are transformers and high-voltage power lines going beyond the plant site.

Nuclear power plants are equipped with elements of circulating cooling system: cooling towers (tapered concrete towers), cooling ponds (both natural and artificial), and spray ponds (large pools with spraying devices).


Back